Резьбовые заклепки. Гибрид двух видов крепежа
Сколько бы ни существовало вариантов крепежа, для промышленников этого никогда не будет достаточно. Появляются новые механизмы, узлы, машины, целые отрасли, и вместе с ними инженеры изобретают всё новые и новые метизы.
Изменения в геометрии резьбы или форме головки, в примененных материалах или выбранной технологии нанесения покрытий — это закономерный и неизбежный процесс эволюции, но куда больший интерес представляет появление принципиально новых изделий. И гибриды, в которых сочетается механика, присущая полярно разным типам крепежа, неизменно приковывают внимание.
К таким типам метизов следует отнести и резьбовые заклепки. Обычному гражданину, далекому от производства, они практически неизвестны, но эти элементы нашли широкое распространение в самых разных сферах промышленности — начиная от самолетостроения и заканчивая выпуском холодильников.
Резьбовой крепеж в миниатюре
В традиционном машиностроении принято общее деление всех соединений на разъемные и неразъемные. К первым относится стяжка на болтах, винтах и резьбовых шпильках, ко вторым — сварные и паяные узлы, а также клёпка.
Первыми попытками совместить два принципиально разных подхода стало появление болт-заклепочных соединений. Здесь изобретатели стремились получить узлы повышенной прочности и надежности, используя заклепку в качестве гайки, воспринимающей нагрузку на срез, тогда как сам установленный болт работал на растяжение. Благодаря болт-заклепочным соединениям инженеры смогли обеспечить осевой натяг стабильной величины. Эту схему до сих пор применяют в авиации — при сборке самолетной и вертолетной техники, но в иных отраслях она осталась практически неизвестной.
Следующим шагом в эволюции крепежа уже были резьбовые заклепки. Исходя из названия, ожидаешь эффективного использования соединения, похожего на болтовое, но это совсем не так. Резьба для таких метизов предназначена для реализации двух функций:
- осевой деформации при установке и высадки обратной головки;
- установки дополнительного винта по готовому клепаному узлу.
Первую функцию следует считать базовой. Здесь резьба — наружная или внутренняя — на поверхности заклепки служит «якорем» для фиксации штока слесарного инструмента, продольное перемещение которого влечет за собой осадку металла и формирование второй головки, замыкающей узел с обратной стороны. Установка же винта — вспомогательная функция, которая позволит разгрузить соединение от продольной нагрузки (растяжения) и избежать ослабления узла при интенсивных вибрациях.
Изначально клепку использовали как альтернативу сварке. Это более трудоемкий метод последовательной «сшивки» конструкции, который требует предварительной подготовки отверстий под каждый отдельный метиз. Но у клепаных соединений есть и очевидные преимущества перед наложением сварных швов:
- отсутствует термическое воздействие (локальный нагрев), которое приводит к появлению пятен на металле, короблению и поводке тонкостенных конструкций;
- при работе нужно куда более простое и дешевое оборудование;
- нет необходимости в высокой квалификации персонала;
- можно эффективно соединять детали из неродственных материалов, включая резину, пластик, оргстекло, дерево, черные и цветные металлы.
Классическая заклепка образует узел с небольшим осевым натягом. Эта нагрузка носит предварительный или технологический характер. Она возникает при непосредственной деформации крепежа и образовании обратной головки. Впоследствии соединение в большей степени работает на срез, возникающий при попытке деталей «уйти» в разные стороны.
При проектном расчете учитывают все напряжения в комплексе:
- срез — как основную нагрузку;
- предварительное сжатие — как технологическую, близкую по смыслу к контролируемому моменту затяжки у болтов;
- смятие стенок отверстия и наружных поверхностей — как отклик материалов соединяемых деталей на сжатие;
- изгиб и растяжение — как нежелательные эксплуатационные нагрузки, приводящие к отрыву головки.
Результатом расчета становится диаметр заклепки, ниже которого опускаться нельзя. Как правило, конструкторы несколько завышают полученный расчетный параметр, выбирая метизы из стандартного ряда. И тем самым обеспечивают дополнительный запас прочности.
Существуют общие усредненные данные по нагрузочной способности стальных резьбовых заклепок. Это будут:
- растяжение — от 400 кг для размера М3 и до 5,4 тонны для М12;
- срез — от 150 кг для М3 и до 1,1 тонны для М12.
Нагрузочная способность алюминиевых метизов будет приблизительно в 1,5–2 раза ниже.
Несмотря на широкое конструктивное разнообразие, все заклепки схожи между собой. Их конструкция условно разделена на закладную головку и установочный стержень. При монтаже и деформации металла образуется обратная (или замыкающая) головка. Это справедливо и для резьбовых заклепок.
При проектировании клепаных узлов рассматривают несколько схем в зависимости от суммарной нагрузки:
- размещение заклепок в один ряд;
- в два ряда;
- в несколько рядов.
Относительно двух последних вариантов выбирают всегда расположение соседних метизов в шахматном порядке. Причем расстояние между рядами, шаг отверстий и их отступ от края тоже заранее рассчитывают, а не принимают «на глаз».
Если в отношении резьбовых заклепок, попросту затягиваемых за резьбу до образования замыкающей головки, всё предельно понятно, то схема, при которой в готовое соединение дополнительно ставят еще и винт, вызывает куда больший интерес.
Отверстия под установку заклепок всегда делают чуть большими, чем наружный диаметр метизов. Это обеспечивает гарантированный минимальный зазор при монтаже. После клепки крепеж обеими головками «вжимается» в поверхности сопряженных деталей, и тем самым обеспечивает себе неподвижность.
Но последующее вкручивание винта может повлечь за собой некоторый проворот заклепки внутри гладкого отверстия, что затруднит сборку — ведь законтрить основную деталь мы не сможем. Чтобы избежать этого, на наружной поверхности резьбовых заклепок делают насечки. Они врезаются в стенки отверстия, минимизируя степень проворота.
Следующей ступенью развития становится применение граненых заклепок по таким же отверстиям — четырех или шестигранным. В этом случае сами отверстия нельзя получить простым сверлением, их приходится прошивать или протягивать на специальном оборудовании. Процесс подготовки к клепке существенно усложняется, но в массовом производстве это вполне допустимо. После установки заклепка никак не может провернуться внутри отверстия, и винт вкручивают уже безо всякого труда.
Классификация резьбовых заклепок
Общий спектр метизов этого типа делят на две большие категории — заклепки-гайки и заклепки-винты. Первые получили куда большее распространение, и за рубежом они более известны как «Q-Nut». Вторые практические не используются.
Пока отсутствует единый национальный или международный стандарт на выпуск резьбовых заклепок. Каждый производитель формирует собственный каталог, опираясь на свои уникальные разработки и отраслевой опыт. Исключением может стать только устаревший ОСТ 1 11346-73, посвященный винтовым заклепкам для крепления шильд и информационных табличек к алюминиевым корпусам.
Общепринятый номенклатурный ряд резьбовых заклепок включает размеры от М4 до М12, из которых самыми ходовыми в промышленности будут М6 и М8. В отдельных случаях выпускают продукцию уменьшенного типа — для сборки миниатюрных приборов и механизмов. Этим требованиям соответствуют резьбовые заклепки М3.
Изделия гаечного типа по конструкции делят на:
- сквозные — со сквозным центральным отверстием;
- глухие — с глухим отверстием;
- лепестковые — с радиальными пазами.
Последний вариант особенно интересен. По своей сути такие изделия повторяют идею гильзы дюбеля: тело гайки, лишившееся жесткости из-за наличия трех или четырех пазов, деформируется, раскрываясь наружу. Тем самым и получают необходимую замыкающую головку.
По характеристикам наружной поверхности резьбовые заклепки бывают:
- цилиндрические — гладкие или с двумя ступеньками по основной части;
- четырехгранные;
- шестигранные;
- полушестигранные — с граненой и нижней цилиндрической ступенькой.
Разные формы возможны и для исполнения закладной головки. Различают заклепки:
- с цилиндрической головкой, которая при монтаже будет лежать на опорной поверхности;
- с потайной головкой, которая при монтаже уходит ниже уровня опорной поверхности, но для этого вместе со сверлением каждого посадочного отверстия в нем дополнительно зенкуют еще и коническую полость;
- с уменьшенной головкой, которая настолько низкая, что даже при непосредственном упоре в поверхность расположена практически заподлицо с ней.
Помимо обычных резьбовых заклепок-гаек разные производители концентрируют своё внимание также на выпуске изделий специального назначения. В этот список попадают метизы:
- с увеличенной головкой, которая обеспечивает более щадящее распространение осевой нагрузки по поверхности деталей в узле (актуально при сборке хрупких неметаллических материалов);
- с увеличенным сопротивлением прокручиванию;
- с метками для визуальной идентификации;
- с увеличенным ресурсом на сопротивление растяжению;
- с увеличенным усилием деформации;
- с контролируемой степенью деформации при клепке;
- для герметичных соединений;
- с дюймовой резьбой вместо метрической;
- с выраженными электропроводящими свойствами;
- с виброизоляцией.
При изготовлении заклепок неизменно отдают предпочтение исключительно металлам и сплавам. Никакой известный пластик или композит не обеспечит нужного баланса между податливостью при клепке и повышенной нагрузочной способностью при эксплуатации.
Резьбовые заклепки делают из:
- стали — марок Ст2, Ст3, 10, 10кп, 15, 15кп, 09Г2С;
- нержавейки — марок 12Х18Н9Т, 12Х18Н10Т;
- алюминиевых сплавов — марок АМг5П, АД1, Д18;
- меди — марок М3, МТ;
- латуни — марки Л63 (в том числе антимагнитной).
В авиастроении, где заклепки традиционно лидируют над всеми остальными видами крепежа, список используемых материалов будет еще шире. Здесь применяют метизы из легированных сталей 20Г2, 30ХГСА и 30ХМА, дюралюминия Д16П и титанового сплава ВТ16.
Для защиты метизов традиционно применяют специальные защитные покрытия. Требования к ним приведены в ГОСТ 9.301-86. Выбор конкретного вида покрытия напрямую связан с исходным материалом и условиями работы узла. Чаще всего можно встретить заклепки, прошедшие:
- цинкование;
- кадмирование;
- анодирование (для алюминия);
- пассивацию;
- химическое оксидирование и фосфатирование.
Помимо этого, в отдельных отраслях применяют:
- меднение;
- никелирование;
- хромирование;
- оловянирование;
- серебрение;
- покрытие сплавом «олово-висмут».
В зависимости от характера защитного покрытия заклепки могут быть:
- серыми;
- темно-серыми;
- светло-серыми с голубоватым отливом;
- светло-серыми с желтизной;
- серебристыми;
- желтыми;
- золотистыми;
- красными;
- коричневыми;
- светло-розовыми;
- зеленовато-желтыми;
- черными с синим или коричневым отливом.
Современные технологии нанесения защитных покрытий позволяют использовать в том числе многослойные композиции, оптимально подходящие для конкретных условий работы. В этот список попадают воздействие кислот, солей и щелочей в определенной дозировке, экстремальные высокие и низкие температуры, контакт с пищевыми продуктами или реагентами, для которых следует полностью исключить химическое взаимодействие.
Осаждение различных покрытий на поверхности метизов позволяет сократить перечень конструкционных материалов при суммарном увеличении надежности и расширении перечня специализаций.
Область применения
Наиболее часто вытяжные резьбовые заклепки можно встретить в таких отраслях, как:
- транспортное машиностроение;
- изготовление мебели;
- самолето- и вертолетостроение;
- автомобилестроение;
- судостроение;
- изготовление электротехники, электроники, радиотехники и контрольно-измерительных приборов;
- изготовление медицинской техники и аппаратуры.
Среди частных случаев применения резьбовых заклепок нужно упомянуть:
- крепление лицевых панелей техники (в том числе бытовой);
- крепление ножек металлической мебели;
- крепление приборных досок в транспорте (автомобильном, железнодорожном, речном и морском);
- сборка и крепление автомобильных сидений;
- сборка кузова изотермического фургона;
- установка фурнитуры для спецтранспорта;
- сборка металлических заборов;
- сборка холодильного оборудования;
- сборка авиатренажеров;
- сборка насосов различного типа, от бытовых до промышленных;
- сборка оконных блоков;
- сборка стиральных машин;
- сборка и монтаж солнечных батарей;
- сборка дверных панелей;
- сборка гидравлических тележек;
- сборка виброплатформ;
- сборка систем вентиляции;
- установка внутреннего оборудования силовых шкафов;
- установка водопроводной арматуры.
Комплексную надежность и высокую нагрузочную способность резьбовых заклепок хорошо характеризует тот факт, что эти соединения используют в том числе для сборки детских аттракционов и отдельных узлов подвижного железнодорожного состава. В отношении механизмов такого рода действуют самые жесткие критерии качества.
Установка резьбовых заклепок происходит по единому алгоритму:
- Готовят отверстие под размещение крепежа.
- Накручивают изделие на шток инструмента-заклепочника, причем здесь заранее подбирают насадку, полностью соответствующую размеру резьбовой заклепки.
- Вставляют крепеж в отверстие до упора в закладную головку.
- Контрят инструмент так, чтобы исключить осевое смещение детали при осадке металла.
- Вытягивают шток за резьбу вверх, заставляя тело заклепки деформироваться, образуя замыкающую головку.
- Выкручивают и вынимают шток из заклепки.
- При необходимости — ставят и затягивают винт.
При монтаже используют рычажный, пневматический, гидравлический или аккумуляторный инструмент. Полностью ручная сборка на резьбовых заклепках без специального заклепочника (скажем, при помощи молотка) невозможна — так вы не добьетесь равномерной осадки металла в аккуратную головку, и соединение изначально будет уязвимым. Также не рекомендуют использовать для высадки резьбовых заклепок шуруповерт — эта техника не рассчитана на растягивающую осевую нагрузку. Вы просто сломаете инструмент.
Схема быстрой сборки на резьбовых заклепках успешно поддается частичной или даже полной автоматизации. Участие человека в этих работах можно свести исключительно к проверке уже готовых узлов. Чтобы воплотить такие идеи в жизнь, используют конвейерные и роторно-конвейерные автоматические линии, а также роботизированные технологические комплексы. Здесь клепальник для резьбовых заклепок — непосредственный целевой узел робота или машины-автомата, а не отдельный инструмент.
Как выбрать резьбовые заклепки
Клёпаные соединения — хорошо изученный и распространенный метод сборки. Такие узлы можно встретить повсеместно, начиная от самолетов и заканчивая конструкциями мостов и железнодорожных переездов. Но в каждом конкретном случае выбору определенного типа крепежа предшествовала весьма долгая и кропотливая техническая подготовка.
Если вы пришли к выводу, что именно резьбовые заклепки — лучший вариант решения поставленной перед вами задачи, то их детальному изучению придется посвятить немало времени. Это не те метизы, которые можно купить горстью в ближайшем строительном супермаркете и бездумно заколотить, если не молотком, так перфоратором. Заклепки требуют к себе куда более ответственного отношения.
На что обратить внимание при выборе такого крепежа:
- Проектный расчет. Это стартовые данные для любого проекта, его база и костяк. Здесь вы должны получить информацию о требуемой высоте заклепки и минимально допустимом диаметре, при котором узел выдержит заданные эксплуатационные нагрузки.
- Конструкция узла. Оцените общую сборку, для которой вы приобретаете крепеж. Как он будет стоять — в один или несколько рядов, насколько далеко от краев? Будет ли удобно подлезть вместе с инструментом к какому-то конкретному отверстию? Сможете ли вы установить резьбовую заклепку и успешно ее затянуть без дополнительных манипуляций? Часто бывает так, что в погоне за симметричностью и правильностью расстановки метизов упускается из виду очевидное неудобство при монтаже. Эти проблемы можно нивелировать, в том числе, более «тонким» подбором крепежа — например, отказом от круглых изделий в пользу шестигранных.
- Материал заклепок. Это ключевой параметр, напрямую влияющий как на прочность соединения, так и на какие-то уникальные характеристики всего узла в целом. Например, самыми прочными следует признать стальные заклепки из легированной стали, но высокую электропроводимость обеспечат только изделия из меди. Алюминиевая же продукция пригодится там, где каждый грамм общей конструкции на счету.
- Наличие защитного покрытия. Коррозия — медленная смерть любой техники. Неспроста в промышленности так много сил и средств тратят на изоляцию металла. Нужно помнить, что даже эксплуатация в полностью сухом и теплом помещении не гарантирует отсутствия коррозии на стали. Лучше заранее озаботиться применением крепежа со специальным защитным покрытием — простым для простых условий работы и более сложным для узкой специализации. «Голые» заклепки допустимы для продукции из хромоникелевой нержавейки, латуни, меди и алюминия.
- Характеристики имеющегося в распоряжении инструмента. Если вы впервые беретесь за клёпку и собираетесь приобрести новенький аппарат под свои нужды — вы ничем не стеснены. Другое дело, когда на руках уже есть заклепочник для резьбовых заклепок. Тогда покупка метизов осложняется тем, что их конструкция должна быть согласована с возможностями техники. Также не следует забывать, что под каждую заклепку нужно подготовить отверстие. И если круглые вы легко просверлите дрелью, то получить квадратные или шестигранные в «домашних» условиях почти нереально.
- Размер резьбы. Вы не сможете проверить его линейкой — понадобится калибр-пробка (можно заменить болтом или винтом — для резьбовой заклепки на М5 и М10 понадобятся соответствующие стержни). Будьте внимательны и обязательно проконтролируйте этот параметр, не полагаясь полностью на надпись на упаковке. Никто не застрахован от ошибок, даже завод-изготовитель. Кроме того, элементарным вкручиванием и выкручиванием калибра вы легко проверите, не деформирована ли резьба. Достаточно взять для эксперимента наугад несколько штук из партии.
Последняя и самая неочевидная рекомендация — доверяйте общему впечатлению. Качественная продукция всегда выглядит аккуратно и в какой-то мере привлекательно. Нет трещин, ржавчины, потертостей, сколов, вмятин или обнажения металла под неравномерно осажденным защитным покрытием. Поверхности радуют глаз мягким блеском и однородным цветом по всему объему. Доверяйте своему вкусу не меньше, чем предъявленным сертификатам качества.
Заключение
Резьбовые заклепки причисляют к гибридным типам крепежа — в них удивительным образом совмещены базовые преимущества как заклепочных, так и винтовых соединений. И, помимо надежности в эксплуатации, такие изделия также следует назвать весьма технологичными — с ними попросту удобно работать.
Достаточно широкий ассортимент готовых решений на рынке позволяет легко подобрать метизы для своих нужд, какими бы специфическими они не были. Резьбовые заклепки традиционно используют в таких сложных и ответственных сферах, как сборка: самолетов, кузовов спецтранспорта, приборных досок и холодильного оборудования.
Гибридный тип крепежа определенно заслуживает интереса. Достаточно простая схема установки позволяет ему конкурировать с остальными типами заклепок на равных. При этом — резьбовые метизы готовы предложить немного больше, чем просто классическое неразъемное соединение. Чем и следует воспользоваться, если вы пришли к выводу, что обычной заклепки вам сегодня недостаточно.